Гении, бабники, фарс: Как выглядела изнанка российского кино в 90-х? (7 фото)
После того, как Советский Союз рухнул, российскому кинематографу пришлось крайне не легко. Основная причина – отсутствие государственной поддержки, практически исчезнувший кинопрокат, засилье домашних видеомагнитофонов, по которым граждане предпочитали наслаждаться ранее недоступной продукций американского киноширпотреба. Многие кинотеатры не пережили то время, превратившись в магазины или игорные заведения.
Удивительно, но, несмотря на все трудности, производство фильмов в стране не остановилось. За дело взялись коммерсанты и они, в прямом смысле слова, игрались в кинопродюсеров. За минимальные деньги они снимали на плохую пленку кино про свою жизнь.
Темы 90-х
Какие же темы поднимались в кино 90-х? Конечно, насущные. Создатели «киношедевров» тех лет фактически снимали фильмы о себе. Это как в анекдоте про чукчу: что вижу, о том и пою. Фильмы были наполнены темами бандитизма, пьянства, бегства из страны, продажной любви. Режиссеры демонстрировали упадок и разруху, не стесняясь заполонять кадры полной чернухой. Никого не удивляла и хлынувшая на экран «обнаженка», ведь в СССР секса не было, а вот советским гражданам, открывшим железный занавес, хотелось кричать на весь мир – мы живые. Популярностью пользовалась такая актриса как Елена Кондулайнен, не стеснявшаяся показать свои прелести.
Режиссеры и актеры 90-х
Кто же снимал фильмы в те трудные и не спокойные времена? Да все те же режиссеры, что и в СССР, но стиль их работы поменялся. Конечно, продолжал свою работу Эльдар Рязанов. Но критики считают, что его фильмы были уже не те. Леонид Гайдай взялся за съемки кинокартины про мафию «На Дерибасовской хорошая погода». У Георгия Данелия вышли картины «Настя» и «Орел и решка», у Владимира Меньшова – «Ширли-мырли». Даже в фильмах не очень высокого качества присутствовало много народных артистов – ведь заработать деньги в то время было крайне не просто. В свое время актриса Инна Чурикова говорила, что стеснялась того факта, что снялась в Ширли-мырли. Но со временем осознала свою ошибку. Актриса признавалась, что с каждым годом ей кажется, что она играет в фильме все лучше и лучше.
Но на горизонте появились и новые имена. К таким можно причислить режиссера Анатолия Эйрамджана, у которого была целая студия, которая производила несколько картин в год: «Импотент», «Бабник», «Ночной визит». Во всех картинах, что примечательно, были задействованы известные народные артисты. О качестве этих картин можно спорить, но вот благодаря режиссеру многие великие артисты советского времени могли свести концы с концами, ведь он обеспечивал их работой и деньгами. Ведь часто случалось так, что актерам приходилось мыть пол в подъездах.
Но на горизонте появились и новые имена. К таким можно причислить режиссера Анатолия Эйрамджана, у которого была целая студия, которая производила несколько картин в год: «Импотент», «Бабник», «Ночной визит». Во всех картинах, что примечательно, были задействованы известные народные артисты. О качестве этих картин можно спорить, но вот благодаря режиссеру многие великие артисты советского времени могли свести концы с концами, ведь он обеспечивал их работой и деньгами. Ведь часто случалось так, что актерам приходилось мыть пол в подъездах.
Новые лица
Историки кино отмечают, что в 90-е специфически выглядели и главные герои кинокартин. Обычно это были бывшие военные, которые служили в горячих точках, например в Афганистане или на Кавказе. У них ничего нет, но они мечтают о красивой жизни. Вокруг – много криминальных авторитетов, и бывшие военные вливаются в новую жизнь. Также в числе героинь оказались девушки в поисках хорошей жизни и интеллигенты, не смогшие вписаться в действительность. Пример такого – фильма – «Гений» с Александром Абдуловым в главной роли.
В кинематографе появились накачанные спортивные парни, которые еще и драться умели. А значит понадобились и новые актерские типажи. Сегодня мы знаем таких актеров тех лет, как акробата Алексея Серебрякова, дзюдоиста Дмитрия Певцова, а также Игоря Ливанова и Евгения Сидихина, профессиональных боксеров.
В кинематографе появились накачанные спортивные парни, которые еще и драться умели. А значит понадобились и новые актерские типажи. Сегодня мы знаем таких актеров тех лет, как акробата Алексея Серебрякова, дзюдоиста Дмитрия Певцова, а также Игоря Ливанова и Евгения Сидихина, профессиональных боксеров.
Все меняется
С середины 90-х ситуация в кинематографе стала меняться. Так называемые «спонсоры» уже наигрались и разобрались в ситуации. В результате, кино продолжили заниматься те, кто сумел найти профессиональный подход. В это время выходят такие шедевры как «Особенности национальной охоты» и «… рыбалки». Появляются «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова, Валерий Тодоровский снял свою «Страну глухих», а Алексей Балабанов – культовый фильм «Брат», главный герой которого Данила Багров сумел завоевать любовь зрителей. Это вам уже не «Бабник» и «Импотент», а философские вопросы бытия: "В чем сила, Брат?".
Сериалы из 90-х
Еще одним явлением эпохи стали сериалы, которые снимались для того, чтобы занять нишу латиноамериканских «поделок», типа "Рабыни Изауры". Иностранцы зарабатывали на российском рынке миллионы. Примечательно, что над каждой серией российские авторы тщательно работали, «конвейер», приносящий хороший доход, сформировался только к концу 90-х. Первыми российскими сериалами стали «Мелочи жизни» и «Горячев и другие». Некоторые снятые в те времена многосерийные фильмы популярны до сих пор и регулярно транслируются телеканалами. Достаточно вспомнить «Улицы разбитых фонарей» или «Каменскую».
Расцвет кино
Примечательно, что, несмотря на неустроенность жизни, именно фильмы тех лет активно номинировались на международные премии, выходили в зарубежный прокат и получали высокие оценки критики. Достаточно вспомнить такие кинокартины как «Вор», «Сибирский цирюльник», «Утомленные солнцем», «Мусульманин», ну и многие другие. А что вы думаете о современном состоянии дел в кинематографе?
Источник: