Первый женский хор: история появления (3 фото)
Исполнительское искусство на Руси было очень тесно связано с религией. Хороводы стали языческой традицией. А вот с православием в древнерусскую музыку пришло византийское хоровое пение. Это и послужило началом для одноголосного знаменного распева.
Изначально псалмы, литургии и всенощные исполняли акапельно только мужчины. Но были и исключения: Ризоположенский монастырь в Суздале (c XIII века), Вознесенский монастырь в Москве (c XIV века), Новодевичий монастырь(с XVI века). В этих обителях к пению присоединялись и женщины.
Изменил такой порядок духовный композитор и хоровой дирижер Александр Архангельский. В 1880 году он создал при церкви в Петербурге особенный хор - он состоял из восьми мужчин, шести мальчиков и шести женщин. В 1887 такой уклад был вновь реорганизован. Из хора вывели детские голоса, на их замену пришли женские. Так впервые в истории русского хорового искусства женщины стали петь в хоре наравне с мужчинами.
В XIX же столетии настало время перемен и в светском хоровом искусстве. Русские композиторы стали вводить в свои сочинения хоровые сцены. Многие из них должны были исполнять исключительно женщины. Такими номерами были Персидский хор из оперы «Руслан и Людмила» Михаила Глинки, «Сватушка» из оперы Александра Даргомыжского «Русалка», женские хоры оперы «Евгений Онегин», «Мазепа» и многие другие.
Источник: