“Явление Христа народу”: несколько фактов о знаменитой картине (9 фото)
Свой главный шедевр Александр Иванов создавал в течение двадцати лет, увы, но ему так и не удалось насладиться этим успехом…
Александр Иванов, "Явление Христа народу"(1837—1857 годы)
В Императорской Академии художеств Иванов очутился еще, будучи совсем юным мальчиком, так свою «карьеру» живописца он начал в 11 лет. По окончании обучения художник получит не одну престижную награду и будет востребован. Впоследствии он уедет на стажировку в Италию. Однако эти 4 года затянутся на долгий срок, на чужбине Иванов проведет 33 года.
Александр Иванов
Обосновавшись в Риме, Александр Иванов начинает копировать знаменитую фреску Микеланджело “Сотворение мира”. Именно благодаря этому полотну его и захлестнет религиозная тематика. Он твердо решит, что им тоже должна быть создана грандиозная картина на библейский сюжет.
Однако художник не бросился сразу воплощать свой масштабный замысел, вначале им была написана картина “Явление воскресшего Христа Марии Магдалине”, которая и принесла ему почетное звание академика. Окрыленный успехом, Иванов наконец приступает к работе над своим главным шедевром - «Явление Христа народу». Работа наш картиной продлится 20 лет, так только три года у Иванова уйдет на изучение Евангелие. Чтобы все образы были по-настоящему достоверными, художник часами просиживал на службах в храмах и синагогах, наблюдая за молящимися людьми.
Однако художник не бросился сразу воплощать свой масштабный замысел, вначале им была написана картина “Явление воскресшего Христа Марии Магдалине”, которая и принесла ему почетное звание академика. Окрыленный успехом, Иванов наконец приступает к работе над своим главным шедевром - «Явление Христа народу». Работа наш картиной продлится 20 лет, так только три года у Иванова уйдет на изучение Евангелие. Чтобы все образы были по-настоящему достоверными, художник часами просиживал на службах в храмах и синагогах, наблюдая за молящимися людьми.
Так лицо самого Христа было выполнено Ивановым на основе статуй античных богов. Им было сделано 60 набросков, на которых он скрупулёзно прорабатывал внешний вид своих персонажей. Живя в Риме, он очень много времени проводил в религиозных беседах со своим приятелем Николаем Гоголем. Впоследствии Гоголь станет одним из героев его картины (человек в красной одежде, стоящий возле Христа). Не обошлось здесь и без автопортрета, себя Иванов изобразил в виде старца с посохом.
Через несколько лет художника стали обвинять в лени, а также растранжиривании академических денег. Никто не видел самой картины, одни только наброски… Однако в 1957 году Иванов наконец закончил свою работу и решил представить ее в Санкт-Петербурге. Размеры полотна поражали - пять метров сорок сантиметров на семь с половиной метров. Все расходы на транспортировку взяла на себя Великая княгиня Елена Павловна. Гигантскую картину пришлось разместить прямо на палубе корабля, так как она просто не пролезала ни в один трюм.
Когда “Явление Христа народу” продемонстрировали в Академии искусств, большинство зрителей были по-настоящему поражены той мощью, которую излучало это грандиозное полотно. Но нашлись и те, кто посчитал, что Иванов уж слишком сильно отошел от классических канонов при изображении своих персонажей. А ведь целью художника стало желание показать эмоции людей, которые увидели воскресшего спасителя.
Увы, но насладиться своим успехом Александр Иванов так и не смог. Его смерть от холеры была скоропостижна… Картина будет приобретена императором Александром II, который решит преподнести ее в дар Румянцевскому музею. Но здание музея просто не располагало возможностями для демонстрации столь громоздкого шедевра, поэтому для нее был построен отдельный павильон. Впоследствии «Явление» найдет свое пристанище в Третьяковской галереи, туда же попадут и все 60 знаменитых эскизов Александра Иванова.
Источник: